Поющая бронза Олега Закоморного
Московскому скульптору Олегу Закоморному сорок лет, из них пятнадцать он успешно занимается своим профессиональным делом, а путь к профессии был обычным и традиционным. В 1986 году окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1994 году — Суриковский институт (мастерская профессора Л. Е. Кербеля). А дальше напряженная самостоятельная работа и участие в различных выставках. Одна из них — персональная — состоялась прошлой осенью и вызвала много положительных зрительских отзывов.
Экспозиция скульптуры и графики Олега Закоморного была развернута в выставочном зале «Творчество» на Таганке. Эта государственная экспозиционная площадка, руководимая искусствоведом Г. Н. Гинзбургом, проводит не только выставки, но и литературные встречи, музыкальные вечера, презентации книг. Выставка скульптора, например, совпала с выходом в свет издания, весьма удачно гармонирующего с характером представленной пластики. Эльвира Аверкович и Леонид Вариченко презентовали свою книгу «Диалоги о художественной гимнастике». Экспромтом состоялся своеобразный диалог этого вида спорта и экспозиции скульптуры, их объединили такие общие черты, как отточенность пластики, музыкальность, полет и красота.
Музыкальность — ключевое понятие многих скульптурных композиций О. Закоморного. Даже в самих названиях некоторые из них запечатлели сопредельность мелодии, песне, музыкальной стихии: «Романс», «Вечерняя песня», «Струна», «Балерина». Очевидна и соотнесенность ряда произведений с популярными образами музыкальной сцены: «Жизель», «Кармен», «Испанка».
Поющая бронза мастера бережно несет свою прозрачную мелодию и в работах, посвященных тайнам природы, красоте мироздания, уникальности каждого состояния и явления. Такие произведения, как «Лунный свет», «Ледяной огонь», «Лето», «Зимнее кружево», «Роса», «Лотос», «Веточка», «Полнолуние», представляют собой различные повороты, ракурсы, движения и жесты обнаженного женского тела. Оно в своем эмоциональном богатстве, неповторимости состояний и мгновенных изменений передает поэтический смысл, художественный образ скульптуры. А сам скульптор черпает свое вдохновение в большинстве случаев из одного источника: постоянной моделью ему служит жена — и в многочисленных графических штудиях, и в последующей работе с материалом.
Нагое тело дает возможность художнику для самых смелых и широких ассоциаций. Творчески трактуя общие традиционные понятия («Мечта», «Рождение», «Обыкновенное счастье»), автор увлеченно интерпретирует, психологически и стилистически осваивает вечные темы «мифологического словаря», преодолевая сопротивление сложившихся схем, музейного пиетета («Похищение Европы», «Даная», «Леда и Лебедь», «Медуза Горгона», «Вакханка»). Сколько разнообразных и совершенно особенных вариаций сулит одна и та же модель, один и тот же жанр «ню», если скульптор подходит к каждой новой теме со свежими впечатлениями, неожиданными решениями, стремлением наиболее полно и изощренно раскрыть глубинные потенции образа, применить индивидуальные выразительные средства.
Среди самых излюбленных средств и художественных решений Олега Закоморного — синтез объема и линии, причем часто главный пластический компонент — объем — уступает первенство силуэту. Его красота, затейливость, смысловая полнота порой наводят на мысль о своеобразной скульптурной графике: настолько выра-зительна, значима и конструктивна певучая линия этой то нежно-золотистой, то темно-матовой бронзы. Именно пластический диапазон силуэта позволяет извлекать из первоосновы «ню» столько непохожих и неповторимых образных и тематических значений.
Мир живой природы — еще один источник пластических мотивов и образов Олега Закоморного. И здесь он нередко пытается путем подобий, ассоциаций, ракурсов сблизить гибкость и фацию «ню» с образом-метафорой, например, в произведениях «Змейка» и «Ласточка». В чисто анималистических работах скульптора продолжается романтическая традиция русской анималистической скульптуры XIX века. Такие выразительные бронзы, как «Антилопа», «Волк», «Лев», «Пантера со стрекозой», сочетают в себе точность и скрупулезность изображения конкретного животного с определенной жанровостью, динамической «изюминкой» сюжета.
В композиции Олега Закоморного «Большие друзья» трогательные образы собаки и ребенка еле удерживаются от «открыточной» красивости и сентиментальности, их спасает уверенный талант, точное пластическое чувство автора, умение видеть, переживать и воссоздавать реальные события, существо натуры.
Скульптор много живого и непосредственного черпает в повседневном натурном рисунке. Его творческая лаборатория скрывает труд, поиск, терпеливые и скрупулезные штудии.
При этом зрителю дается возможность любоваться красотой формы, совершенством линий, тонкостью обработки материала, общим впечатлением легкости, изящества, полета — как в балете, как в художественной гимнастике, как в гармоническом развитии единой музыкальной темы.
У Олега Закоморного есть опыт создания декоративной скульптуры из камня, многие его пластические композиции (например, работы из серии «Звериное материнство») легко представить в открытом пространстве садово-паркового ансамбля. Положено начало творчества и в монументальном жанре. Остается только пожелать мастеру развить все эти линии искусства в дальнейшей работе в городской среде.
Н. Иванов
журнал «Юный художник» № 2, февраль 2008 г.
Представлены скульптурные произведения Олега Закоморного, выполненные в бронзе: «Леда и Лебедь», «Фламинго», «Роса», «Вакханка», «Кармен», «Большие друзья».