Очень человеческое
подчини себя себе. Овладей собой и узришь правду.
Ф. М. Достоевский
Когда-то Фернан Леже мечтал о таком искусстве, в котором общечеловеческое и пластическое были бы неотделимы друг от друга. Мы часто отрываем личность художника от его творений, а ведь они едины, слитны, нерасторжимы. История моих отношений с Олегом Закоморным насчитывает не одно десятилетие. Это позволяет мне утверждать, что его искусство зиждется на прочном фундаменте его личности, в основе которой лежат бесспорные человеческие ценности: честность, искренность и, главное, любовь к своей семье, родителям, жене, детям. Эти качества заложены и укоренены в нем в родительском доме. Семья — его духовная родина.
Если искусство чему-то учит (и художника в первую голову), то именно частности человеческого существования. Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, превращая его из общественного животного в личность. Вопрос о личности выступает на первый план в искусстве. Олег Закоморный — крупная человеческая личность со своей системой ценностей. Он полностью растворил себя в своем искусстве. Будь то картина или скульптура — непременно художник виден сам, со всеми своими взглядами, своим характером, уровнем своего развития. Его искусство — это реальность, которую он носит в себе. В своем творчестве он отражает свой внутренний, гармонично устроенный мир, созданный его восприятием и его идеалами. Тщательность памяти, живость воображения — эти качества позволяют художнику создать в его работах одушевленную среду.
Диапазон творчества Закоморного очень широк: от рисунка до монументальной скульптуры. При этом в каждом виде творчества присутствует жанровое разнообразие: портреты, фигуры, анималистические жанровые композиции, декоративно-парковая скульптура. Своими произведениями он стремится отразить универсальность человеческой природы.
Как говорил Мигель де Унамуно, мы должны искать «в глубинах местного и частного универсальное и в глубинах временного и преходящего вечное». Этому в полной мере отвечают творческие устремления Олега Закоморного. Это можно считать его творческим кредо. Закоморный — человек тонко чувствующий, рефлексирующий. Его работы наполнены неиссякаемой нежностью, изысканнейшей музыкальной полифонией. При глубине чувства они лишены сентиментальности. Это искусство скорее пиано, чем форте. В его присутствии становятся слышны те звуки, которые обычно заглушаются грохотом и шумом. Оно нас приводит к самим себе — какими мы становимся с собой наедине. Есть люди, чьим негромким голосом говорит тишина. Нет нужды ни кричать, ни перекрикивать. Таким деликатным голосом обладает Олег. Его голос эхом отзывается в зрителях.
В литературе (и соответственно в литературоведении) существует явление и понятие исповедальной прозы. В искусствоведческом словаре такого понятия, кажется, нет. Но это вовсе не значит, что в изобразительном искусстве не существует такого явления. Искусство Олега Закоморного, глубоко личное, живое и яркое, тому доказательство. В целом оно автобиографично. С беспрецедентной доверительностью к зрителю художник открывает свой душевный мир и жизнь своих близких — жены Ирины и детей. Посвященные им работы полны силы и нежности. Они создают ауру человеческого сочувствия и сопричастности. Творческая активность Олега сосредоточивается больше на духовном движении, чем на его результатах, больше на процессе творчества, чем на его продуктах. Пластика его работ абсолютно самоценна: она живая, чувственно-импульсивная, с подвижной материей. Его работам присущ изменчиво-узнаваемый почерк и сложно-разнородная фактура. В его пространстве существуют на равных художественно-документальные и метафорические произведения, придуманное и домысленное, существующее здесь и сейчас, живущее в воображении или с легкостью выхваченное из глубин прошлого.
Олег Закоморный — живая и постоянно развивающаяся личность. Традиции и новации в его творчестве органичны и закономерны. Творчество для него — это одновременно и вид познания, и самопознания. К нему полностью приложим поэтический манифест Бориса Пастернака:
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Графические работы Олега Закоморного, на первый взгляд, могут показаться простыми. Но анализируя их, понимаешь, что они являют собой сложную структуру, как бы особый организм, замечательный своей внутренней логикой, стройностью. Просты лишь внешние средства, которые позволяет увидеть художник. Эта простота средств, почти детская ясность изобразительного начала — все это очищает глаз зрителя от автоматизма видения, снимает привычность восприятия, делает мир снова ясным, умопостигаемым и разумным.
Духовная сущность, глубина и человеческая зоркость художника проявила себя в портрете. Портрет — выражение «личного, неповторимого своеобразия» (Н. Тарабукин). В портрете выдвинута проблема отношения художника к изображаемому лицу, ибо портрет, как встреча двух субъективностей, подходя к теме, возводит ее в квадрат. Каждый настоящий портрет в какой-то мере является и автопортретом, поскольку художник истолковывает характер своей модели через призму своего переживания. Магнетически притягательны выполненные Олегом портреты самых близких ему людей: жены Ирины и детей. Они струятся флюидами искренности и любви.
Творческая жизнь Олега без Ирины для меня немыслима. Она не только мать его детей, но, пожалуй, не ошибусь, если назову ее соавтором художника. Она — и вдохновляющая его муза, и любимая модель, и составитель альбомов о его творчестве.
Искусство Олега Закоморного по своей ярко выраженной этической направленности призвано вызывать у зрителя чувство катарсиса. Оно о Человеке и для Человека.
Григорий Климовицкий