Путь к себе

Как неудержимо стремительная река несет свои воды, так и талантливый художник несется по своей творческой жизни, не успевая оглядеться как следует. Я знаю, что за те почти двадцать лет, что мы знакомы с Олегом Закоморным, редко бывает в его жизни цепь дней или даже один день, когда бы он не работал. Работа — это и смысл его жизни, и возможность отгородиться от всего, что не является искусством. Особенность Закоморного-художника — постоянное творческое самообновление. По моему убеждению, Олег знает радость открытия. Ощущение неожиданной новизны может возникнуть вполне независимо от стиля произведения, его жанра, сюжета, от того, малая это или большая форма. В сущности, это и есть явление искусства, которому трудно дать четкое определение.

Диапазон творчества Закоморного очень широк: от рисунка до монументальной скульптуры. При этом в каждом виде творчества присутствует жанровое разнообразие: портреты, фигуры, анималистика, жанровые композиции, композиции-фантазии, декоративно-парковая скульптура.

Рисунок существует для художника как самостоятельный вид искусства, специфику которого он ощущает очень остро. «Рисунок — отец трех наших искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, — имел свое начало в рассудке, извлекает общее понятие из многих вещей, подобно форме, или же идее всех созданий природы», — утверждал Джорджо Вазари.

Большинство рисунков Закоморного — штудии с натуры. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельный рисовальный замысел. Это как бы эскизы сложного движения, открытого жеста, динамической позы как таковой. Например, работы «Обнаженная модель со спины» и «Обнаженная модель на узорчатых покрывалах» — можно сказать, что поза, жест, движение этим фигурам не нужны; сама форма так насыщена внутренней энергией, что и при полном внешнем покое они оказываются динамически выразительными. Реальное пространство в этих рисунках отсутствует, ибо оно принципиально неизобразимо. Рисунок становится воплощением личности автора, остро выражающим особые качества его характера, психологии, его взгляда на жизнь, его своеобразный почерк. Олег работает с легкостью, быстротой, сохраняет спонтанность, что делает рисунок необыкновенно живым и выразительным. Каждый рисунок замечателен своей красотой, подвижностью, но самая отличительная их черта — это острое ощущение времени, это как бы фиксация мгновения, вырванного из временного потока. Закоморный словно бы пропускает образы, впечатления, формы действительности через строй своей личности. И этой личностной окраской отмечены «Анюта Гоголь», «Актриса Валерия Скороходова». В них отчетливо ощущается душевная взволнованность, живая пульсация. В лицах уловлено ускользающее, беглое выражение, внутреннее состояние, не вполне определенное, всего лишь некий оттенок настроения.

Особо хочу отметить портрет выдающегося кардиохирурга академика Л. А. Бокерии. «Я не знаю искусства, которое мобилизует ум в большей степени, нежели искусство рисунка», — писал Поль Валери. Этот портрет затребовал от художника не только мобилизации ума, воли, интеллектуальности, но и большой работы души, ее чуткости, тонкости. Композиция решена скупо и лаконично: голова и рука. Здесь сказалось мышление скульптора — ничего лишнего. Ведь это абсолютно пластически скульптурное произведение. В портрете этой значительной и неординарной личности акцент сделан на лице. Оно — фокус картины и тем самым центр ее организации. Сложную задачу при строгих ограничениях, которые художник поставил себе, чтобы изобразить необычную личность в ответственный момент, он решает точностью рисунка, мягкостью и жесткостью линий, умелым распределением светотени. Работа покоряет внутренней цельностью, энергией, человеческим обаянием. От нее исходят флюиды мощного интеллекта, собранности, ответственности.

Атмосферу ясности, открытости мы ощущаем в работах «Соня с собачкой» и «Соня со скрипкой», «Лёня». Нельзя не проникнуться соучастием, сочувствием к этим полным обаяния лицам. В них — отражение личности автора. «Нет истины, где нет любви», — воскликнул Пушкин. Этой любовью-истиной для Олега — человека и художника — является семья. Здесь он черпает свое истинное вдохновение. Трепетом, напряжением, психологической экспрессией полна работа «В ожидании малыша». Это внутреннее переживание, внутреннее потрясение, испытанное художником через таинство жизни.

Линия остается живой и подвижной на всем ее длительном протяжении. Покоряют своей безыскусностью, теплотой графические листы «Мать и дитя. Кормление», «Я и мама», «Дети художника». Эти рисунки — художественные свидетельства событий семьи Закоморных, они отражают эмоциональное отношение Олега к семье, они чрезвычайно личностные, и мы безошибочно узнаем его руку не столько по манере рисования, сколько по особой интонации — интонации Закоморного. Здесь уместно вспомнить, что А. Блок в предисловии к «Возмездию» говорил о нераздельности и неслиянности жизни и искусства.

На первый взгляд может показаться, что рисунки Олега Закоморного просты. Но анализируя их, понимаешь, что они являют собой сложную структуру, как бы особый организм, замечательный своей внутренней логикой, стройностью. Просты лишь внешние средства, которые позволяет нам увидеть художник. И в этом для Закоморного есть особый смысл. Эта простота средств, почти детская ясность изобразительного начала — все это очищает глаз зрителя от автоматизма видения, снимает привычность восприятия, творит мир заново ясным, умопостигаемым и разумным. Его листы равномерно заполнены рисунком, композиции приведены в состояние тончайшего равновесия. Линия Закоморного всегда подвижна, она придает движение ритму рисунка в целом. Поль Валери как-то писал о «силе и блеске поступка» в противовес «неустойчивости происшествия». В рисунках Олега Закоморного никогда нет слабости, неопределенности. Они никогда не «происшествие», но всегда «поступок».

Фауна и флора земли в опасности. Все тревожнее звучат голоса в их защиту. Люди постепенно проникаются пониманием взаимосвязанности всего сущего на земле, осознанием себя одним из звеньев прекрасной, логичной цепи, выкованной матерью-природой. Отношение человека к миру животных — проблема нравственно-этическая, и в таком аспекте лежит она в основе творчества Олега Закоморного. Анималистической скульптуре мастера присущи безошибочность форм, пропорций, движений, свобода выбора композиции, умение избегать лишнего, второстепенного. Свежесть жизненного впечатления! В его скульптуре безукоризненно построен объем. Художник идет из его недр, от общего, под которым ощущается скелет, костяк. Движения его животных закономерны, реалистичны и как же разнообразны! Силуэт, упругая наполненность пластики, тонкая моделировка — все говорит о высоком мастерстве. Большинству произведений Закоморного свойственны такие качества, как динамика в развитии, движение, за которым угадывается и предвидится дальнейший ход. Для станковой анималистической скульптуры такой принцип особенно важен, так как именно через движение можно убедительней всего показать сущностные качества модели. И еще одно качество: каждое произведение скульптора согрето чуткостью и любовью к живым существам, сокровенным пониманием «братьев наших меньших». Закоморному такое свойство дано природой. Отличительная черта творческого почерка скульптора — композиционная изощренность, благодаря которой ему доступны покой, идиллия («Орлиное гнездо», «Семейство леопардов») и состояние остроты, драматизма («Лось и стая», «Бег гепарда»), и при этом он не забывает о выразительности произведения в целом, то есть о декоративной стороне скульптуры (причудливый изгиб дерева в работе «Семейство леопардов», каменная скала в работе «На острове»). Острая выразительность произведений Закоморного во многом рождается из соответствия творческого замысла и материала. Новые темы художник задумывает не отвлеченно, а в конкретном материале, свойства которого для него неотделимы от интерпретации образа. Способность постичь природу материала в связи с особенностями характера животного или природных объектов, найти в этом сплаве декоративную звучность и художественную правду — драгоценные качества искусства Закоморного. Эти качества убедительно отозвались в том, как бронза тонко имитирует фактуру разных материалов, в частности в изображении дерева в композиции «Семейство леопардов» и в каменной скале в «Орлином гнезде». В произведениях художника всегда присутствует идея совершенства природы, неповторимой красоты и возвышенности зверя или птицы. Глубина содержания вместе со стилистикой формы придает искусству Закоморного фундаментальный характер, и весь его внутренний эмоциональный и пластический строй наполнен значительностью, прочно удерживающей вокруг себя жизненное пространство.

Материал всегда много значит для Закоморного. Он постоянно выискивает новые его свойства и возможности, бесконечно пробует. Это связано с поисками в области формы, композиции, интерпретации движения и т. д. Художник придает поверхности скульптуры большую активность. Нередко фактура, еще более подвижная благодаря резкой светотени, заполняющей углубления, скользящей по наплывам, наделяет динамикой статичный образ, и он становится ведущим мотивом. Гармония такой триады: натурность, декоративность, свойства металла — присуща лучшим произведениям Олега Закоморного. Такая гармония ярко проявилась в скульптуре «Дракон». Великолепна в своей завершенности «Жирафа» (высота ее 5,5 метров). Эстетические качества поднимают эту скульптуру до уровня музейного экспоната. Она органично вписывается в окружающее пространство. Выразительность обусловлена ясным рисунком силуэта. Эта скульптура предназначена для просторного, видного места. В этом проявляется одна из тенденций сегодняшней анималистической пластики.

Психологическая доминанта душевного склада Олега Закоморного — романтизм. С мастерством зрелого таланта исполнена композиция «Наташа Ростова». Художник глубоко вчувствовался в образ героини романа Л. Н. Толстого и с неподдельным вдохновением воплотил его. Наташа у него бестелесна, чисто духовна. «Душа — все, тело — ничто», — гласит раннее христианское учение. Внимание зрителя концентрируется на лице, которое выражает удивление, восторг, душевную открытость. Неординарность образа, воздушность героини мастер подчеркивает лентообразной формой постамента. И при этом он передает время и его атмосферу (высокое в талии платье Наташи и классической формы окно).

«В своих мечтах, — говорит Олег, — уношусь в другие пространства и ситуации, так появляются необъяснимые композиции…» Яркая фантазия, изобретательность, оригинальное композиционное решение нашли отражение в работах «Прогулка в облаках», «Тайны морей». Как замысел, так и воплощение здесь нетривиальны. В художественном сознании автора одновременно существует и земное, и небесное. Пожалуй, эти работы можно назвать «полетами во сне и наяву». Романтизм подобного рода сегодня — редкость в искусстве.

Особое место в творчестве Олега Закоморного, на мой взгляд, занимают панно «Нежность» и «Дыхание Зевса». Вот как комментирует эти работы сам автор: «…в них первичны чувственность, эротизм, тайна, восхищение женщиной». Восхищение женщиной как абсолютом красоты — лейтмотив творчества Олега Закоморного. Здесь Закоморный — одновременно и график, и скульптор. Графически выполненный силуэт наполняется объемом, пластический язык становится декоративно выразительным. В этих работах Олег мастерски использует текучесть бронзы для ажурных композиций. Он возродил на новой основе традиции русских металлических решеток. Декоративные интонации он находит и в способе обработки материала, и абрисе деталей, и в ритме самой композиции. В такого рода композициях Закоморного, по всей видимости, интересует расположение фигур, отношение к пространству как к фактору пластическому. Художник менее всего тяготеет к поверхностному эффекту — патетика его скульптур стимулируется внутренними токами, наполняющими образ. Изобразительное и декоративное в них — нерасторжимое единство. Скульптор всегда в поиске новых художественных решений, пластических приемов, техники. Через рисунок он нашел свой неповторимый характер в скульптуре. Композиция «Борьба за жизнь» — противостояние человека и животного, в данном случае акулы. Сюжет в искусстве довольно традиционный — возникают литературные аллюзии: «Моби Дик» Мелвилла и «Старик и море» Хемингуэя. Художнику удалось выразить в работе предельный драматизм, остроту, напряжение через небанальное композиционное решение: конфликт верха и низа, лодка с фигурой человека, устремленная сверху вниз к уплывающей акуле. Экспрессивно вылеплена фигура человека с выброшенной в пространство рукой, сложенные весла, взметнувшийся вверх якорь создают ощущение экстремального момента. «Борьба за жизнь» — визуальная метафора жизни.

Значительное место в творчестве Олега занимает цикл работ о детях. На мой вопрос, чем ему интересна тема детства, Олег отвечает: «Мне интересна детская серьезность, неподдельность, ведь дети всегда искренни и в каждом заложен и раскрывается свой характер». В его цикле работ о детях нет, и это главное, ни грамма фальши. Герои Олега предельно естественны, открыты, заняты своим делом. Эти качества, помноженные на высокий профессионализм скульптора, делают произведения художественно значимыми. Во фронтальности композиций «Домашние любимцы» и «Пятерка», в жестах выражена связь со зрителями, с одной стороны, и с моральными ценностями героев этих работ — с другой. Герои этих работ эмоционально притягательны!

Закоморный постоянно экспериментирует, находя новые решения в ритмике, пластике, внутренней логике. Это ярко выражено в композициях «За главного» и «Летний дождь». Эти работы покоряют живыми чувствами, романтизмом и удивительным жизнелюбием. «За главного» — миниатюра, рассказанная языком пластики, причем жизненно достоверная. Это сюжет, увиденный Олегом в обыденной жизни, переосмысленный и художественно воплощенный. Тонкий юмор, мягкая ирония, композиционная уравновешенность и, конечно, говорящие детали — и в итоге неотразимая аура. Сам по себе принцип введения сюжетной детали требует особого пластического строя, ибо чреват опасностью натуралистической описательности. Закоморный такой опасности избегает. Способность его к композиционной «сценической интриге», отчетливо выраженная во многих произведениях художника, отличает его творчество.

Не углубляясь в подробности творческой эволюции художника, скажу, что его скульптуры — и ранние, и последнего времени — останавливают внимание свежестью переживания формы, высокой простотой пластической мысли.

Существенна роль деталей в произведениях Олега Закоморного. Она призвана выявить художественную полноту произведения — работа оживает благодаря детали (об этом говорили братья Гонкур), деталь создает ощущение реальности (как подчеркивал Клодель), она создает событие, задерживает взгляд, нарушая последовательность его движения. Деталь является и особым акцентом. Композиция «Тайны морей» — это своего рода мир, в котором есть и основное (детская фигурка и черепаха), и детали: ионическая колонна и ее обломки, водоросли, налипшие на черепаху ракушки, плавающие рыбки. Все это создает атмосферу тайны, времени и катастрофы. Возникает аллюзия на легенду об Атлантиде. Говорящие детали в работе «За главного»: тапочки, телефон на ручке кресла, отдернутая штора, пустая рама на стене — готовый сюжет для маленького рассказа. Все это говорит об остроте художественного зрения Олега Закоморного.

В искусстве Закоморного органично сосуществуют реализм и вымысел. По своему душевному складу и мироощущению он романтик. Отсюда следует удивительная аура таких его произведений, как: «Прогулка в облаках», «Нежность», «Дыхание Зевса» — полных сгущенного лиризма и поэтичности. Творческое вдохновение он черпает в своем богатом и разнообразном внутреннем мире, с его яркой фантазией и воображением (композиции «Тайны морей», «Голос луны»). Его образы художественно очень убедительны, ибо они — его внутренняя реальность. И поэтому фигуры и образы, те, что живут в воображении, все же являются самыми реальными. И обе сферы духовного сознания — одна, творящая на основе чувственного опыта, и другая, исходящая из идеального объяснения окружающего мира, — объединяются в воображаемое единство, где художник является и поэтом, и свидетелем.

По природе Олег Закоморный — беспокойный экспериментатор. Это видно в каждой его работе. В них не только широта художественного жеста, но свобода и звучность. В них задор, страсть, вдохновение. Художественный мир Олега нестандартен, необычен. Я полагаю, что поклонников таланта Олега Закоморного (к которым я себя отношу), а может быть, и самого автора, ждут в будущем приятные творческие неожиданности.

Григорий Климовицкий