Наслаждаюсь, когда ловлю движение
В Центральном доме художника прошла выставка скульптуры и графики Олега Закоморного, которого часто называют «Рисующим скульптором». В пространстве его художественного мира соединяются разные темы, и все работы передают жизнь как калейдоскоп удивительных открытий. В танцевальной серии («Форте», «Баллад», «Нега») — ажурная пластика и четкий ритм; в обнаженных женских фигурах трогательно скрыт чувственный темперамент; детские образы полны удивления перед неведомым миром. Авторский стиль Олега ЗАКОМОРНОГО близок зрителям своей меткой передачей очень знакомых каждому ситуаций, тех впечатлений, из которых складывается повседневная жизнь. Просто не каждый из нас способен их воспринимать как чудо.
— Выставке разнообразной по представенному материалу, вы дали довольно абстрактное название.
— Называется она «Добрый мир», и это моя жизненная позиция. Да и профессиональная: стараюсь остановить мгновения и передать людям моменты радости, а их не мало в каждом нашем дне. На выставке представил работы на темы детства, материнства и танца. Также познакомил с новой темой, которой занимаюсь последние полгода. Это — портретная галерея отважных людей, связавших свою жизнь с авиацией и космонавтикой: ученые, испытатели, летчики, космонавты. В основном, на 90 процентов, выставлены только новые работы, те, что были созданы совсем недавно — в нынешнем и прошлом годах.
— Как часто вы участвуете в выставках и меняются ли их темы?
— Исхожу я не из тем, хотя в творчестве каждого художника, и я не исключение, существуют постоянные лейтмотивы. Просто стараюсь раз в полгода устраивать персональные полновесные выставки в ЦДХ. Для меня это отчет и перед собой, и перед зрителями. Мне необходимо видеть со стороны, что сделано, услышать мнение публики. Испытываю потребность в этом диалоге, общении. Как любому артисту или художнику мне нужна аудитория. Конечно, кроме персональных, немало выставок совместных, связанных с Союзом художников, есть однодневные тематические экспозиции. То есть выставляюсь настолько много, насколько это возможно. Ведь хлопоты, связанные с организацией, упаковкой, развеской, — вся эта кухня отнимает много сил и времени.
— Радость, о которой вы говорите, зрители подхватывают — улыбаются перед карапузом, который смачно жует дольку арбуза размером с его голову.
— Основной упор в экспозиции сделан на теме детства, и многие работы я решил в шутливом, игровом ключе: «Морозец», «Не взяли», «Первый арбуз». Этими работами я «разговариваю» не только со зрителями, но и с самим собой. Ведь то, что я делаю, основано на воспоминаниях моего детства, и это конечно зарисовки дня сегодняшнего. Ничего выдумывать не приходится, я сам — отец семейства, и у меня перед глазами все непосредственные и искренние детские реакции. Это и есть моя жизнь. К ней я и обращаюсь.
— Стало быть, и впечатление от танца — тоже ваша жизнь?
— Конечно. Пересечение с танцем произошло давно. Это — пленительное, волшебное искусство, заворажвающее, притягивающее внимание. Так же, как скульптура, оно предельно эмоционально, невероятно чувтсвенно и молчаливо. Искусство изобразительное и искусство танца родствены по своей сути, в их природе много общего. Я наслаждаюсь, когда смотрю танец, ловлю его жесты и позы, ищу образ. И этот процесс образа и эксперимента, конечно, бесконечен и привлекателен для меня как для художника.
— Что для вас главное, когда обращаетесь к танцу и его героям? Как возник портрет Александра Годунова, хранящийся сегодня в Бахрушинском музее и в личной коллекции Майи Плисецкой?
— Главное — запечатлеть образ движения, успеть ухватить самый характерный миг танца, передать и продлить его. Портрет Александра Годунова возник под впечатением его сценических героев, которых видел немало, к сожалению, только в записи. Работа была создана к вечеру памяти этого замечательного танцовщика, так рано ушедшего из жизни.
— Мы видели немало ваших танцевальных скульптур. Одна из самых популярных — бронзовая «Душа танца», которой ежегодно награждаются выдающиеся деятели хореографии, лауреаты приза журнала «Балет». А рисуете ли вы танец?
— Мои танцевальняе образы воплощены в бронзовом литье, которому подвластны разнообразные фактуры и решения. В рисунке и графике пока к танцу не обращался, хотя такие замыслы есть. Но торопиться не стоит, я их просто пока еще не доносил. Честно говоря, и танец, которым хоть и был увлечен давно, вырос в серию во многом благодаря поддержке профессионального балетного журнала и его главного редактора Валерии Уральской. Композиции серии «Бронзовый танец» объединены размером и пластической задачей. Мне важно было подчеркнуть прозрачность и эфемерность этого искусства, потому я, выставляя эти работы, стараюсь разместить их на светлом фоне и поставить против света. Сейчас возник еще один хореографический приз «Мечта» — легкокрылая птица, которая возносит малышей в мир фантазий.
Э. Генина
газета «Культура» № 24, 26.06 — 2.07.2008 г.
Представлено скульптурное произведение Олега Закоморного, выполненная в бронзе: «Бронзовый танец»